Pyhätunturi — горный марафон в финской Лапландии

11 августа принял участие ещё в одной гонке серии BUFF Trail Tour Finland, за полярным кругом, на территории национального парка Pyhä-Lousto. 43 км с набором 1200 метров. Кратко о своих впечатлениях о гонке.

В этом году лето, в том числе в Финляндии, выдалось необычайно жарким, рекордные температуры держались весь июль даже в Лапландии. Но погода нам благоволила, так же, как и на Ylläs-Pallas Ultra Trail, в день старта немного похолодало и бежать было очень комфортно. Мы приехали на горнолыжный курорт Pyhä заранее, ещё 9 августа, получили скромный стартовый пакет, состоящий из карты, номера, батончика и булавок. За день до старта, утром, я сбегал небольшую предстартовую разминку, насладился фантастическими видами, открывавшимися, буквально, уже в 100 метрах от стартового городка. Я внимательно изучил трассу, спуски, подъёмы, пункты питания. В отличие от Ylläs, трасса была построена туда-обратно с петлями, первая петля — 10 км, две петли — 21 км и три петли — 43 км, горки в Лапландии невысокие, но их много и самый большой набор и сброс планировался на финише, буквально, на последних километрах. Из-за такой постановки трассы пунктов питания получилось много (каждый в обе стороны), на 7-м, 12-м и 21 км, соотвественно на 33-м и совсем перед финишем. Я решил, что возьму с собой гидратор с изотоником, две бутылки воды и не буду останавливаться до середины марафона. Питание — гели GU Roctane, пара батончиков на всякий случай и солевые таблетки Saltstick.

Утром, в 7:00 на улице был густой туман, однако, через час он уже развеялся и стартовали мы немного в пасмурную, но сухую погоду. Я постарался встать не слишком далеко, чтобы не плестись в конце всей толпы, если будет узкая тропа.

После старта трасса делала небольшую петлю в гору и обратно, видимо, чисто для разогрева, затем мы спустились по дороге вниз и выбежали в красивое ущелье с настилом из досок посередине. Очень комфортно. Затем несколько длинных деревянных лестниц вверх и вниз.

Как и планировал, первый и второй пункты питания пробегаю без остановок, подъёмов много, но они довольно короткие или пологие, так что палки даже не достаю. Бегу по пульсу, на спусках бегу быстро, в итоге, к развороту на 21 км прибегаю через 2 часа 30 минут — просто прекрасно! Изотоник в гидраторе ещё остался, наливаю воды в бутылки, ем немного соленых огурцов и выбегаю дальше, задержавшись на пункте не более 2-3 минут.

Обратная дорога оказывается заметно сложнее, много очень каменистых участков (на финише, когда ели уху вместе с каким-то финном, он назвал трассу очень «стоуни»), я по ним бегу, хотя многие уже идут, мне показалось, что больше подъёмов, пусть и не очень крутых. В одном месте, как всегда, на ровном, я спотыкаюсь и падаю, успев, правда, во время полёта придать себе некоторое вращательное ускорение и, благодаря этому, приземляюсь на спину/бок, без последствий. Останавливаюсь на пункте питания на 33-м километре, заливаю воды и снова, с минимальной задержкой в путь.

На следующем не торможу, вижу, что, к сожалению, обратная дорога займёт больше времени, но надеюсь уложиться хотя бы в свой результат на ТрансГранканарии, 05:17, там немного меньше подъём, зато больше спуск при такой же дистанции. Так как Pyhä проводится всего второй год и в прошлом не сертифицировалась ITRA, посмотреть и спрогнозировать заранее своё время я не мог, оставалось только сравнивать с другими гонками, а это другие условия.

За три километра до финиша выбегаю на лесную дорогу и понимаю, что я здесь бегал разминку. Ура, супер, я всё помню, только вот где же там подъём, который был на графике? Обгоняю парня, который немного загрустил и идёт пешком, он мне аплодирует, я уже чувствую, что финиш рядом, бегу легко.

Матерюсь и достаю палки, вот зачем, оказывается, я их брал!

Как вдруг, дорога перегорожена и разметка уходит на гору вертикально вверх. На последних километрах мы залезаем на самую высокую вершину (около 480 метров) и потом спускаемся с неё обратно. Матерюсь и достаю палки, вот зачем, оказывается, я их брал! Изо всех последних сил жму в подъём, но, тем не менее, этот километр получается у меня рекордным — 15:39! В конце подъёма, вдруг, происходит то, чего со мной ни разу не было — по икрам, как-будто, прокатываются плотные шарики. Черт, судороги, у меня же не бывает. Закидываю солевую таблетку и стараюсь бежать дальше. Шарики всё перекатываются. Парень из кросс-фита Рованиеми, который мне аплодировал, обходит меня в конце подъёма и на спуске я не могу его достать, как ни пытаюсь, спуск очень крутой, почти вертикальный обрыв.

Вбегаю на финиш 05:27, хуже, чем планировал, но, тем не менее, неплохо, 36-й из 115 по мужчинам. Получаю медальку, размером с двухрублёвую монету и иду за финишным супом — настоящий финский сливочный суп из лосося. И тут у меня сводит мышцу на внутренней стороне бедра, так, что искры из глаз.

После того, как я финишировал, погода испортилась, пошел дождичек и сильный ветер, организаторы вынуждены были даже раньше времени свернуть городок и зону питания перенести под крышу в гостиницу.

Гонка очень понравилась, считаю её технически сложнее и Ylläs, и Гранканарьи, с безумно красивыми видами, очень хорошо размеченной и подготовленной трассой, очень простой, но чёткой организацией, любителям северной природы очень рекомендую!